В сфере нетрадиционной энергетики новые правила
25.02.2014
Еврочиновники проиграли кампанию по упрощению доступа зарубежных игроков к украинской нетрадиционной энергетике. В выигрыше — лидеры отрасли.
За недолгую историю украинской "зеленой" энергетики лишь две электростанции были удостоены посещения президента. В начале октября 2012 года Виктор Янукович лично запустил первую ветротурбину Ботиевской ВЭС, построенной ДТЭК, произнес речь и вручил награды.
Хотя президент прибыл в Ботиево на вертолете, местные власти на всякий случай заранее отремонтировали дороги по пути возможного следования его кортежа и даже раздали местным жителям ветровки с надписями "Янукович — наш Президент".
За полгода до этого события президент посетил солнечную электростанцию "Перово", запущенную компанией Active Solar. Этот визит был гораздо скромнее: дороги не ремонтировали, президентский вертолет опоздал на час, а все мероприятие заняло около 25 минут.
Вероятно, скромность визита объясняется тем, что Active Solar, в отличие от ДТЭК, официально считается иностранной компанией, хотя на рынке ее связывают исключительно с братьями Сергеем и Андреем Клюевыми.
Не будет преувеличением сказать, что крупный капитал с хорошими связями в правительстве получил режим максимального благоприятствования в возобновляемой энергетике с самого ее возникновения. Вернее, ему она вообще обязана своим возникновением. В этом году на рынке возобновляемой энергетики начнут действовать новые правила, которые усилят позиции ключевых игроков.
Разворот на 180 градусов
С 1 июля 2014 года обязательная доля товаров и услуг украинского происхождения в общей стоимости проектов электростанций, использующих возобновляемые источники энергии (т. н. местная составляющая), увеличится с 30 до 50%. "Зеленый" тариф смогут получить только проекты компаний, которые смогли локализовать производство комплектующих для электростанций.
Любопытно, что незадолго до несостоявшегося подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Минэкономразвития предложило законопроект, прямо противоположный изменениям, которые вступят в силу летом. Вместо увеличения местной составляющей до 50% в нем шла речь об уменьшении ее с 1 июля 2014 года до 25%.
Это было одним из требований со стороны ЕС, добивавшегося упрощения доступа иностранных компаний на украинский рынок. Но поскольку Соглашение так и не было подписано, законопроект не был принят. И скорее всего, не будет (как минимум до полноценного возобновления переговоров об Ассоциации с ЕС), хотя это могло бы обеспечить дальнейший рост всей отрасли.
Защита национального производителя оборудования для возобновляемой энергетики обернется дальнейшей монополизацией отрасли. Особенно это ощутимо на рынке солнечной энергетики, где монополизация и без того зашкаливает — 96% рынка приходится на компанию Active Solar (с учетом аффилированных структур). Некоторые ее мелкие конкуренты вынуждены планировать смену профиля после вступления в силу новых требований.
Монополия на Солнце
Active Solar владеет запорожским "Заводом полупроводников", выпускающим поликремний. Этот материал является основой для производства солнечных модулей и, согласно утвержденной НКРЭ схеме расчета местной составляющей, обеспечивает 32% стоимости проекта.
Использование украинского поликремния при производстве фотоэлектрических элементов (20% стоимости) или сборке фотоэлектрических модулей (23%) обеспечивает суммарную долю местной составляющей более 50%.
Таким образом, повышение местной составляющей по Active Solar не ударит. А вот менее крупные компании заявляют, что возьмут тайм-аут после 1 июля 2014 года. По словам представителя одного из операторов рынка, пожелавшего остаться неназванным, выполнить требование о 50-процентной местной составляющей мелким игрокам невозможно.
В частности, его компания из-за повышения местной составляющей вынуждена перенести свою деятельность в другой сегмент. До сих пор такие компании обеспечивали долю местной составляющей в 30% за счет привлечения украинских проектных организаций, монтажа и пр. С материалами сложнее — до сих пор значительная их часть импортируется.
О готовности выпускать фотоэлектрические панели с долей украинской составляющей более 50% недавно заявило ПАО "Квазар". Кроме того, сертификаты об украинском происхождении фотоэлектрических модулей получила компания Progeny Solar. Некоторые эксперты критически оценивают такие заявления. Так, по мнению Дмитрия Лукомского, исполнительного директора ООО "Рентехно", являющегося подрядчиком при строительстве СЭС, теоретически обеспечить долю местной составляющей в 50% можно даже без украинского поликремния.
Но на сегодня на рынке нет официальных предложений солнечных модулей с такой долей, а производители только заявляют о готовности решать этот вопрос. Основной проблемой является неопределенность с их ценой и количеством, которое может выпускаться. По словам Дмитрия Лукомского, это задерживает выход на рынок потенциальных инвесторов до тех пор, пока ситуация не прояснится.
Хотя требование местной составляющей в целом необходимо для развития местного производства, повышение ее до 50% несвоевременно, считает один из экспертов, опрошенных "ВД". Это вызвало стагнацию рынка и приостановку деятельности мелких и средних компаний, хотя крупные компании по-прежнему имеют возможность развиваться. Очевидно, что оно выгодно в первую очередь крупным операторам рынка.
Попутный ветер
До недавнего времени операторы ветроэнергетического рынка также выступали против повышения местной составляющей до 50%. С такими заявлениями, в частности, выступала Украинская ветроэнергетическая ассоциация (УВЭА). Согласно утвержденной еще в 2009 году схеме расчета местной составляющей обеспечить такой ее уровень было крайне проблематично.
Сама схема была излишне сложной и запутанной, а ряд нормативных документов, необходимых для подтверждения местной составляющей, отсутствовал. К счастью для украинской ветроэнергетики, в прошлом году схема расчета была изменена — была определена доля каждого вида работ. В частности, на сборку гондолы ВЭС теперь приходится 30% стоимости проекта, а на работы по строительству — 20%.
Благодаря этому обеспечить требование местной составляющей в 50% вполне реально для тех компаний, которые используют в своих проектах гондолы ВЭС, собранные в Украине.
По словам главы правления УВЭА Андрея Конеченкова, три лидера отрасли — "Винд Пауэр", "Ветропарки Украины" и "Виндкрафт Украина" уже сейчас полностью обеспечивают себя необходимым оборудованием, которое собирается и частично производится в Украине (подробнее — см. "Как основные операторы… подготовились к новым правилам локализации производства").
В принципе выполнить новые нормативы смогут не только крупнейшие собственники ВЭС. По оценкам г-на Конеченкова, "Фурлендер Виндтехнолоджи" и Vestas в настоящее время могут полностью обеспечить потребности ветроэнергетического рынка Украины. А вот для новых игроков в ветроэнергетике требования по локализации производства могут стать проблемой.
Требование местной составляющей для новых проектов альтернативной энергетики увеличивается уже не первый раз. С 1 июля 2013 года ее доля выросла с 15 до 30%. Новые проекты СЭС старались закончить до этой даты, поэтому в первом полугодии 2013-го. СЭС строили очень активно — совокупная мощность проектов, введенных в эксплуатацию за это время, составила 167,7 МВт, тогда как во втором полугодии — лишь 42,1 МВт.
Прошлогоднее увеличение местной составляющей на короткое время активизировало рынок солнечной энергетики, после чего последовал его застой, и мало повлияло на ветровую энергетику. Очевидно, нововведения 2014 года только усилят этот тренд.
Между тем лоббистскую кампанию Еврокомиссии по отмене правила местной составляющей в Украине пока можно считать проигранной. Своим требованием еврочиновники пытались упростить доступ европейских компаний на перспективный украинский рынок и решить проблему перепроизводства оборудования для возобновляемой энергетики в ЕС.
Украинское правительство предпочло не просто защищать собственное производство, но и повысить нормативы локализации, даже несмотря на то что в некоторых сегментах рынка это может обернуться стагнацией.
Источник: www.depo.ua
Архитектура
Дизайн интерьеров
Стройматериалы
Парки мира
Декоративные сады и огороды в деталях
Декоративные огороды садов замка Вилландри (Франция) – самый яркий пример сочетания красивых и утилитарных растений в единой композиции.
Эти сады – для многих владельцев современных усадьб и мастеров ландшафтного дела – пример для подражания. Мы решили сделать акцент на композиционных особенностях декоративного сада-огорода, схемах посадок и растениях.Каменные могилы
Стоит посмотреть, потому что:
- многие историки и археологи утверждают, что «Каменные могилы» древнее Стоунхенджа, египетских пирамид и всех зиккуратов Востока;
- это 400 га живописной целинной степи.Ландшафт на краю света. Особенности садов и парков Норвегии
Почти на краю света, у Полярного круга, там, где живут тролли и северные олени, в северной и западной части Скандинавского полуострова и на архипелаге Шпицберген, расположено королевство Норвегия (Kongeriket Norge). Суровый и удивительно-прекрасный край. Красота которого сурова, но изысканна и утонченна.
Природа совершенна, а сады и парки - естественны. Потому что при освоении этой территории местные жители старались максимально не нарушать ее природной гармонии.
Корсунь-Шевченковский
Стоит посмотреть, потому что:
- это единственный парк в Украине, где основу композиции создала природа, а доминантой являются вода и камень
- в 50-х гг. ХIХ века это был один из богатейших и красивейших дворцово-парковых комплексов в Европе
- до наших времен сохранился дворец с удивительной архитектурой, но интерьер его диссонирует с экстерьером: прежняя отделка не сохранилась, а внутри – военный музей"Тростянец"
Стоит посмотреть потому что:
- входит в десятку самых больших садово-парковых ландшафтных ансамблей Европы (площадь 204,7 га)
- создан в английском пейзажном стиле, но в целом композиция напоминает лесной массив с долинами и Швейцарскими Альпами в центре
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.